Вчера бывший одноклассник познакомил со своим братом. Ранее строитель, очень профессиональный и системный человек. В какой-то момент он решил уйти из строительного бизнеса и попробовать себя в мире стартапов. Придумал международный проект, взял друга программиста и начал им заниматься.
Вчера он попросил меня пообщаться по его проекту. Ведь за 2 года работы на нем нет ни трафика ни денег.
Это впервые когда я достаточно хладнокровно разложил его нишу и итогом трехчасовой встречи было практически научно доказанная гипотеза что изначальная идея не жизнеспособна.
Через 3 часа передо мной оказался человек, которого облили холодной водой. По инерции он все-равно сказал что еще года пол будет им заниматься. Но все сомнения, которые он видел и отгонял от себя вчера были подсвечены, проаудированы, проресерчены.
Выводом было либо он гений и я что-то не понимаю, либо проект изначально не заточен на успех. Но гением может быть лишь тот, кто глубоко понимает целый ряд базовых и фундаментальных вещей. Иначе — беда.
С годами понимаешь что отказ от чего-то может быть наилучшим решением. Надо работать с процессом и мечтать более осознанно. Быть оптимистом в меру. Осторожным таким оптимистом. Все эти гайды от Y комбинатора для стартапов, опросники, опыт живых людей — очень крутая и нужная история.
Интересно, на старте проекта, до того как он вложил в проект очень существенную сумму денег, думал о том чтобы пообщаться со мной. Но выбрал в качестве ментора известного экономиста (реально оч. известного), тот даже получил небольшую долю за участие в проекте. Тут я понял что экономисты мыслят глобально, рынками. Но не болями конкретных целевых аудиторий. Им это просто не так интересно.
Все это про пустое и твердое. Ищите людей с твердым опытом. Самое главное преимущество работы в агентстве на протяжении многих многих лет — доступ к инсайдам и изучение разных бизнес моделей.
Но самое интересное в том, что когда я сам придумываю идею — часто попадаю в эту ловушку. Ловушку ожиданий. Лучший способ из нее выйти очень быстро — встретиться с вашим потенциальным кастомером. Не надо спрашивать нужен ли ему продукт — просто посмотрите как у него устроен тот процесс, который вы бы хотели улучшить. Никому ничего не надо пока вы не покажите рабочий прототип. И только ваше глубокое погружение может привести к важным открытиям, которые позволят построить правильный и нужный продукт.